Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Среда, 20.09.2017, 21:12
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "СОШ №10"
г. Инты Республики Коми
  


Меню сайта
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Группа "Гости" не имеет право просмотра модуля

Формы обобщения опыта

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОБОБЩЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

1.  Классификация форм обобщения инновационного опыта по форме представления материала при обобщении и   трансляции инновационного опыта.

Основные формы обобщения инновационного опыта можно разделить на следующие группы по форме представления материала при обобщении и трансляции инновационного опыта:

  1. Устные: рассказ, выступление, доклад на МО, педагогическом совете, совещании, конференции, педагогических чтениях, творческих семинарах, курсах и т.п.;вид обобщения: рассказ.
  2. Письменные: доклад, реферат, тематические листы, бюллетени, папки, методические альбомы, стенды, дидактические материалы, наглядные пособия и т.п.; вид обобщения: описание.
  3. Медиапродукт: медиапрезентация, электронная брошюра, видеофильм, сайт и т.п.; вид обобщения: показ; рассказ, описание.
  4. Комбинированные: объединение 2-3 форм обобщения инновационного опыта; вид обобщения: показ; рассказ; описание.

Комментарий:
Устная форма обобщения инновационного опыта позволяет непосредственно вступить в диалог с объектом представления инновационного опыта. Недостатком данного вида является обобщение опыта, невозможность его трансляции в полном объеме, неискаженном виде, потребители транслируемого опыта ограничены аудиторией. Исключением является устная презентация инновационного опыта на видеоконференции, вебинаре.

Письменная форма изложения материала дает возможность представить обобщенный инновационный опыт в виде методических брошюр, методических рекомендаций, сборников, публикаций для широкой аудитории. Этими материалами могут воспользоваться потребители инновационного опыта, находящиеся удаленно от места презентации опыта. Однако отсутствует возможность  прямого диалога с носителем инновационного опыта.

Медиапродукт как форма обобщения и трансляции инновационного опыта является одно из наиболее современных и востребованных форм благодаря тому, что может содержать в себе как методические материалы, зрительный и визуальный образы, что эмоционально влияет на восприятие потребителей инновационного опыта. Доступность трансляции обобщенного опыта различной аудитории является плюсом данной формы представления материала, недостатком является отсутствие  прямого диалога с носителем инновационного опыта.

Комбинированная форма обобщения и трансляции инновационного опыта может сопровождаться устным выступлением с использованием презентации медиапродукта и предоставлением аудитории потребителей методического материала на бумажном и/или электронном носителях.

2. Формы обобщения и трансляции инновационного опыта.

Традиционно в методической литературе представлены формы обобщения и трансляции инновационного опыта на уровне педагогического работника. Мы считаем, что обобщение инновационного опыта на уровне педагогического работника и учреждения зачастую возможно с использованием одних и  тех же форм. Рассмотрим это на практике.

2.1. Открытые уроки, занятия – первый этап обобщения инновационного опыта педагогических работников и учреждения. 

Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и руководители школы коллективно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являются передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педагога становится инновационным и может стать достоянием других. Инновационный опыт учреждения представляется потребителям услуг и всем заинтересованным лицам в рамках мероприятий   Дня открытых дверей, последний из которых прошел в школе 05 декабря 2014 года. 

2.2. Педагогические советы, заседания методического совета, заседания ШМО.

Перед их проведением ведется большая подготовительная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные занятия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содоклады, обращается внимание на выявление тех факторов и условий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об использовании передового опыта. На заседании педагогического совета №2 09.01.2012г. были рассмотрены формы обобщения опыта педагогического работника, а на педагогическом совете № 4 16.04.2014г. состоялась презентация опыта работы учителя химии в форме медиапродукта.

2.3. Научно-методическая и научно-практическая конференции - удачная форма изучения, обобщения и трансляции инновационного опыта, как учреждения, так и педагогического работника. Работа конференций ведется при активном участии учёных – докторов и кандидатов наук, представителей ведущих образовательных учреждений.

 

 

2.4. Выставка, отражающая передовой опыт, например,представленные дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образцы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т.п. Педагогическая выставка организуется как составная часть форм изучения и обобщения опыта (конференций, совещаний и т.д.). Новой формой обобщения и трансляции инновационного опыта учреждения является представление на виртуальных стендах в сети Интернет инновационного опыта в рамках Всероссийской выставки образовательных учреждений(15.12.2014г.-15.02.2015 г.).

2.5. Ярмарки, фестивали как форма обобщения и трансляция инновационного опыта проводятся на уровне учреждения, муниципалитета, региона, страны. Одной из востребованных форм является виртуальная площадка Всероссийского фестиваля «Открытый урок».

2.6. Семинары по актуальным вопросам развития образования на современном этапе позволяют представлять инновационный опыт педагогического работника и учреждения. Положительным данной формы обобщения и трансляции опыта является то, что опыт представляется«в живую», с использованием практического, методического и научного видов обобщения материала. Трансляция опыта начинается с момента восприятия и осмысления материала участниками семинара, проходит стадии планирования, проектирования, реализации и корректировки.

 

2.7. Отчеты – интересная форма представления инновационного опыта работы общественности. Это может быть творческий отчет учителя, методического объединения, публичный отчет учреждения.

2.8. Мастер-классы – одна из популярных форм представления инновационного опыта педагогического работника, имеющая узкую методическую или специфическую предметную направленность.

2.9. Самообразование - это форма получения информации об инновационном опыте других педагогов и/или образовательных учреждений, если этот опыт уже описан и обобщен в письменной форме, в форме медиапродукта, в комбинированной форме. Педагогический работник имеет возможность изучить зафиксированный опыт, отобрать из изученного заинтересовавший его инновационный опыт с целью применения в практике своей работы, таким образом самообразование становится одной из форм внедрения инновационного опыта.

2.10. Портфолио – новая форма обобщения опыта работы педагогического работника и учреждения. Инновационность представленного опыта может выявляться в ходе презентации портфолио на различных методических мероприятиях, конкурсах. Однако данная форма обобщения инновационного опыта не дает возможности широкой трансляции, так как требует пояснений, дополнений в методической части описания инновационного опыта.

2.11. Конкурсы профессионального мастерства разного уровня наиболее широко представляют инновационный опыт по определенной теме, который обобщается в письменной форме, в форме медиапродукта, в комбинированной форме, может сопровождаться устным представлением. В ходе конкурса производится внешняя экспертиза и оценка опыта работы педагогов, учреждения, которая дает уникальную возможность сопоставить, сравнить свою деятельность с деятельностью других конкурсантов, отметить интересные инновационные подходы и применить их в своей деятельности. Информативная составляющая данной формы обобщения опыта представляет широкую возможность для его трансляции.

 

2.12. Панорама педагогических достижений школы - это комплексный уровень обобщения инновационного опыта. В рамках мероприятий Панорамы представляется инновационный опыт и педагогических работников по различным направлениям образовательной деятельности, формирования политики установления творческих взаимосвязей сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений,и органов самоуправления учреждения, и детских и молодёжных клубов, детских общественных организаций, и учреждения как образовательной организации опережающего инновационного развития.

 

2.13. Площадки открываются в образовательной организации по инициативе самой организации(школьные), по инициативе органов управления образованием муниципалитетов (муниципальные), региональными органами управления образованием, например, Министерством образования Республики Коми (республиканские),образовательными организациями дополнительного образования, например, ГОУДПО КРИРО- республиканские, Министерством образования и науки Российской Федерации (федеральные). По виду деятельности площадки делятся на следующие группы: опорно-методические (обобщается инновационный опыт учреждения, результат деятельности площадки – методический продукт, подробно представляющий инновационный опыт, условия его трансляции); пилотные, в рамках деятельности которых формируется инновационный опыт, результат деятельности пилотной площадки- описание созданного инновационного опыта, условия его применения другими образовательными организациями; инновационные, решающие вопросы опережающего инновационного развития образовательной системы школьного, муниципального, регионального или федерального уровней. Обобщение полученного инновационного опыта как результат деятельности площадок осуществляется с использованием практического, методического и научного видов обобщения инновационного опыта.

​2.14. Публикации – наиболее распространенная форма обобщения инновационного опыта. Публикации могут содержать обобщение опыта в полном объёме, могут представлять инновационный опыт на принципах рекламы,с использованием 1-2 или всех видов обобщения инновационного опыта:практического, методического и научного видов. Публикации могут содержать продукт инновационного проекта: методические рекомендации,экспертные карты оценки результатов деятельности, инструкции, памятки и другое.Публикации могут содержать информацию о проводимых мероприятиях по обобщению и трансляции инновационного опыта, представление разработчиков инновационного опыта с указанием привнесенной ими новизны (новации, инновации) в представляемый инновационный опыт.

​2.15. Сайт – современная форма представления опыта. На сайте педагогического работника или образовательной организации представленный опыт может быть традиционным, с элементами новаций или инноваций. Для определения различий между новацией и инновацией рекомендовано пользоваться информационной картой "Характеристика инноваций и нововведений"(смотреть здесь). Опыт может быть инновационным. Размещение материалов об опыте работы может носить эпизодический характер или представлять систематизированный материал обобщенного опыта. Поэтому необходимо подходить критически к размещаемым материалам. В ОО рекомендуется организовать работу экспертного совета (комиссии) по отбору материалов для размещения на сайте ОО. Хорошо, если представленные материалы из опыта работы ОО или педагогических работников имеют экспертное заключение или прошли через конкурсный отбор конкурсов разного уровня и признаны инновационными. Это позволяет пользователям инновационного опыта легко ориентироваться в отборе инновационныхматериалов, трансляция опыта будет проходить более успешно. С целью трансляции инновационного опыта необходимо в новостной строке сайта давать информацию для рекламы размещенных материалов.

 

 

 

Поиск
Горячая линия» Линия помощи «Дети Онлайн» Телефон доверия» Телефон доверия в Республике Коми» Отдел образования администрации МОГО Инта
...
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Погода

МОУ "СОШ №10" г. Инта © 2017
Используются технологии uCoz